Праздник 27 августа — день российского кино

Праздник 27 августа - день российского кино

Указом Президиума ВС СССР от 1980 года, на 27 августа назначен Сутки российского кино.

В переводе с греческого языка слово «кино» свидетельствует «двигаю».

Российское кино показалось с опозданием на 13 лет. А пионерами в данной области явились французы – братья Люмьер, в декабре 1895 года продемонстрировавшие первый в мире киносеанс на проспекте Капуцинов.

Фотографы, среди них и русские, скоро смогли обучиться новому ремеслу. Русские операторы уже во второй половине 90-ых годов XIX века снимали документальные сюжеты, но собственных игровых лент в Российской Федерации ещё не было.

Долгая история российского кино кратко

В 1908 году был поставлен первый русский фильм, режиссером которого стал Александр Дранков. Это была немая черно-белая картина, продолжающаяся всего семь мин. – «Понизовая вольница» либо «Стенька Разина», по мотивам народной песни «Из-за острова на стрежень».

Но уже в 10-х годах были сняты хорошие ленты, экранизирующие и русскую классику, и детективы, и мелодрамы, и военно-приключенческие боевики.

А вторая добрая половина 10-х годов ознаменована возникновением таких суперзвезд, как Вера Холодная, Владимир Максимов, Иван Мозжухин. Это был «серебряный век» российского кино.

Но с Октябрьским переворотом 1917 года многие гениальные российские кинематографисты уехали на Запад.

А в большевистской стране стали выпускаться открыто конъюнктурные фильмы. Таковой первенствовала советская кинолента «Уплотнение», вышедшая в 1918 году. Но тогда кремлевская идеологическая цензура ещё не поглотила всецело новое мастерство.

Исходя из этого скоро заявил о себе и коммунистический киноавангард 20-х годов 20-го столетия. Сейчас Сергей Эйзенштейн смог снять собственные известные фильмы – первую отечественную цветную ленту «Броненосец Потемкин» в 1925 году, и во второй половине 20-ых годов XX века киноленту «Октябрь».

Фильмы Эйзенштейна, не обращая внимания на их политическую окраску, стали легендарны и на Западе, как и фильмы вторых известных его современников – Александра Довженко, Льва Кулешова, Всеволода Пудовкина, Дзиги Вертова и др.

Звук пришел в российский кинематограф в первой половине 30-ых годов двадцатого века, в один момент с фильмом Николая Экка «Путевка в судьбу». И вот с этого момента тоталитарный режим обратил собственный внимание на каждую киноленту, выходящую на поток.

В 30-х годах фаворитами стали те режиссеры, каковые смогли приспособить собственный талант к требованиям власти в эру её же развернутой непримиримой классовой борьбы.

Это были создатели идеологических фильмов «Чапаев» (братья Васильевы), «Ленин в Октябре» и «Ленин в 18-м году» (Михаил Ромм), «Великий гражданин» (Фридрих Эрмлер).

Фильм «Чапаев», нужно сообщить, есть любимым фильмом многих поколений, и по праву взял в 1935 году на I Интернациональном Столичном кинофестивале первую премию.

Но осталось место и для комедии, и официальным королем комедии в 30-х годах стал бывший ученик и ассистент С. Эйзенштейна Григорий Александров. А первой звездой экрана стала его супруга Любовь Орлова, снявшаяся в этих комедиях – «Радостные парни», «Цирк», «Волга-Волга» и других.

В годы ВОВ показались фильмы военной тематики. В послевоенные годы — киноленты про храбрецов войны.

По окончании смерти Сталина производство фильмов быстро увеличилось.

Событием стали фильмы Григория Чухрая «Баллада о воине», «Сорок первый», «Чистое небо». Фильм Михаила Калатозова «Летят журавли» взял на Кинофестивале в Каннах «Золотую пальмовую ветвь», чего не удостоен больше ни один российский фильм.

В шестидесятых годах появляются хорошие комедии Леонида Гайдая, Эльдара Рязанова, Георгия Данелия. На громадный экран выходят такие личности кинематографа, как Алексей Баталов, Татьяна Самойлова, Вячеслав Тихонов, Иннокентий Смоктуновский, Олег Стриженов, Анастасия Вертинская, Олег Ефремов и многие другие превосходные артисты.

Но в августе 1968 года, по окончании того, как советские танки вошли в Прагу, оборвалась и «оттепель» в советском кинематографе.

Многие незаурядные фильмы были «зарублены» цензурой.

Но, как будто бы чудо, через цензуру, то и дело прорывались такие прекрасные фильмы, как «Калина-и» Печки «лавочки красная» Василия Шукшина, «Осенний марафон» Георгия Данелия, «Военно-полевой роман» Петра Тодоровского, и фильмы Глеба Панфилова, Вадима Абдрашитова, Сергея Соловьева, Андрея Кончаловского и других известных режиссеров.

Российские кинозалы в то время посещали так, как ни в одной стране мира.

Кто лишь не видел такие комедии, как «Афоня», «Иван Васильевич меняет профессию», «12 стульев», «Брильянтовая рука», «Кавказская пленница», «Ирония судьбы», «Вокзал для двоих», «Служебный роман», да все их и не перечислить.

Культовыми стали фильмы «Белое солнце пустыни», «Экипаж», «Москва слезам не верит», «Пираты ХХ века».

Эти ветхие советские фильмы до сих пор имеют множество поклонников, и систематично транслируются на телевидении.

1985-1991 года характеризуются как перестройка в кинопрокате. Фильмы с полок большим тиражом стали попадать в прокат. Но, интерес к русским фильмам не имела возможности спасти кроме того «Маленькая Вера».

Во-первых, ожило телевидение, предложив зрителям массу развлекательных и познавательных телепрограмм. Во-вторых, обширно распространилось видео. И, в-третьих, отправился массовый напор американских фильмов, не через чур дешёвых ранее.

Так, 1991 год стал годом видеосалонов, в которых транслировались американские боевики, и известные фильмы наподобие «Эммануэль». Цензура была отменена.

Большая часть русских фильмов, снимаемый в тот период, отличались непрофессионализмом и технической бедностью постановки.

В первой половине 90-ых годов двадцатого века в кинобизнес было положено уже довольно много денежных средств, но количество опытных увлекательных фильмов от этого, увы, не прибавилось.

Обстановка начала налаживаться к двухтысячному году.

Символично, что кроме того дату празднования Дня российского кино, которую с 1980 года переносили пара раз, в 2001 году совсем постановили отмечать 27 августа, а не в один момент с Интернациональным днем кино.

И это верно, потому как российский кинематограф имеет собственный личный богатый и очень увлекательный путь, спады и подъёмы, и заслуживает чествования и отдельного дня празднования известных и гениальных тружеников кинематографа.

Лилия Юрканис

27 августа — Сутки российского кино


Темы которые будут Вам интересны: