Праздник 1 июня — день северного флота россии

Праздник 1 июня - день северного флота россии

1 июня ежегодно наша страна отмечает сутки Северного флота России.

Уже в пятнадцатом веке холодные Баренцево и Белое моря были ответственной областью для торгового флота России. Для морской стратегии России одним из самых ответственных компонентов был незамерзающий доступ в гавани северных морей, что являлось особенно актуальным в свете становления Германии на Балтийском море как замечательной морской державы. Данное положение дел послужило толчком для постройки первой военной базы (порта) на Севере в 1895 году.

Существенно позднее во время правления советской власти, по окончании того, как Сталин в первой половине 30-ых годов XX века посетил Заполярье, была основана Северная Морская Флотилия, преобразованная во второй половине 30-ых годов XX века в Северный Флот.

История становления Северного флота

Более трех столетий тому назад была совершена первая попытка основания армейского флота в северных широтах. Тогда в первой половине 90-ых годов XVII века в Архангельске на основании указания Петра I была основана Соломбальская судоверфь, которая начала постройку боевых судов. И уже в августе 1694 года на воду сошло выстроенное в Соломбале судно«Святой Павел» (24-пушечный фрегат), которое вместе с яхтой «Святой Петр» и приобретённым в Голландии 44-пушечным кораблем «Святое пророчество» под предводительством Петра I вышло в открытое море для сопровождения восьми британских купеческих судов.

Но исторически так сложилось, что на долгое время в Белом море суда не задерживались и переводились на Балтику.

Первая эскадра (соединение) русских кораблей ВМФ показалась на Севере в первой половине 40-ых годов восемнадцатого века. Задачей этого соединения было патрулирование водного пространства между Норвежским и Карским морями, с целью предупреждения заходов шведских судов в русские их произвола и гавани у берегов Мурмана.

История же основания постоянного регулярного Северного флота начинается в первой половине 30-ых годов XX века, в то время, когда 15 апреля министром обороны СССР был подписан приказ о переводе на Север эскадренных миноносцев «Куйбышев» и «Урицкий», и сторожевых судов «Ураган» и «Смерч», помимо этого, в том направлении перешли подводные лодки «Декабрист» и «Народоволец». Эти суда стали первой экспедицией особенного назначения – ЭОН-1.

1 июня на основании документа (циркуляра), подписанного начальником штаба РККА считается датой основания Северной военной флотилии, которая базируется в Кольском заливе в Мурманске. Первым командующим Северной флотилией стал З.А. Закупнев флагман 1 ранга.

В первых числах Августа 1933 года в порт Мурманск зашли суда ЭОН-1, в том месте был конечный пункт их похода и временная база. Армейские моряки были радушно встречены обитателями города. Создание флотилии по времени совпало со постройкой в Полярном 1-ой военно-морской базы.

В ноябре 1935 года в Екатерининской гавани был произведен 21 залп с эсминца «Карл Либкнехт» по поводу ознаменования перевода боевых судов в Полярный из Мурманска, к постоянному месту базирования.

В том же 1935 году дивизионом подводных лодок был совершен первый поход на Новую Почву. В декабре 1935 года на основании распоряжения ВЦИК СССР случилось тожественное награждениегруппы североморцев орденами Красной и орденами Ленина Звезды, в честь успешного освоения ими Северного морского пространства и за заслуги по усилению обороноспособности Севера.

1936 год стал значимым для Северной военной флотилии. Тогда двумя эскадренными миноносцами «Войков» и «Сталин» был совершен беспримерный переход на Дальний Восток из Заполярья по Северному морскому пути. Три подводные лодки, которыми руководил капитан 1 ранга Грибоедов К.Н., совершили поход в Карское море через Маточкин Шар. Подводными лодками были удачно совершены учения, в которых отрабатывались срочные погружения.

Лучшим кораблем в том году стала подлодка «Народоволец».

Во второй половине 30-ых годов XX века 11 мая Северная военная флотилия по приказу министра обороны была реорганизована в Северный флот. Руководство флотом было возложено на флагмана 1 ранга К.И. Душенова.

Северный флот в годы ВОВ

В годы ВОВ юный Северный флот пережил жёсткие опробования, ему было нужно непрерывно функционировать в открытом море в течении всего периода военных действий. Осложнялась обстановка внушительными размерами северных морских территорий и достаточно жёсткими условиями физико-географического размещения. Но, не обращая внимания на громадные сложности за войну Северный флот сумел расширить собственные силы.

Так, например, располагая в начале войны 15 подводными лодками, североморцам удалось расширить их количество до 42.

На протяжении войны Северный флот был надежным прикрытием приморского фланга 14-й армии от обстрела вражеских судов и высадки десантов. Армейский флот стоял на защите собственных морских сообщений, он нарушал транспортные перевозки неприятеля, непрерывно ударяя по его коммуникациям.

Северный флот сейчас

На сегодня Краснознаменный Северный флот есть оперативно-стратегическим объединением ВМФ. Он считается самым молодым армейским флотом в Российской Федерации.

Базируется Северный флот в Североморске. Его базу сейчас составляют торпедные и ядерные ракетные подводные лодки, противолодочная и ракетоносная авиация, противолодочные и авианесущие суда.

Флагманом Северного флота есть «Пётр Великий» — тяжелый ядерный ракетный крейсер.

Награды – храбрецам

Не только во времена ВОВ отважно сражались североморцы. Героически и мужественно вели действия морпехи Северного флота во время установления конституционного порядка в Чечне. Десять из них взяли звание Храбрецов РФ, больше чем 1000 солдат были награждены орденами и медалями за мужество и отвагу.

Управление нашей страны в лице Президента РФ высоко оценило военное мастерство «тёмных беретов».

Уже в послевоенный период высокое звание Героя СССР было дано 41 североморцу за огромное мужество, самоотверженное исполнение и героизм воинского долга, 26 солдатам Северного флота были присвоены звания Храбрецов РФ.

Опираясь на исторические факты, возможно смело утверждать, что с момента собственного основания Северный флот остается гордостью, надеждой, верным оплотом и опорой нашей страны.

Романчукевич Татьяна

Day of the Nothern Fleet


Темы которые будут Вам интересны: