Леонид парфенов: антисемитизм в ссср — это тайна сталина — «новости кино»

Леонид парфенов: антисемитизм в ссср - это тайна сталина - «новости кино»

В российский кинопрокат выходит последняя часть документальной трилогии Русские иудеи. Создатель и ведущий фильма дал интервью DW.

На киноэкраны России выходит последняя часть трилогии Леонида Парфенова Русские иудеи, которая охватывает коммунистический период истории, начиная с 1948 года. Напомним, в первом фильме создатель сопровождал зрителя от столицы Киевской Руси, где уже в одинадцатом веке имелся иудейский квартал, до революционного Петрограда 1917 года. А второй фильм трилогии охватил тридцатилетие с 1918 по 1948 годы.

В интервью Deutsche Welle видный журналист, телеведущий, лауреат русском национальной телевизионной премии ТЭФИ Леонид Парфенов говорит о новом фильме, и рассуждает о обстоятельствах поощрения и возникновения антисемитизма на национальном уровне в СССР и о замалчивании Холокоста на территории СССР.

DW: Из-за чего в СССР по окончании войны с фашистами, каковые массово уничтожали иудеев, случился таковой всплеск антисемитизма на национальном уровне? Чем руководствовался Сталин?

Леонид Парфенов: Мы можем лишь конструировать его логику, но до конца ее ни при каких обстоятельствах не разгадать. очевидно это было средством новой мобилизации лояльности, нового патриотизма, выделено великорусского — в отличие от интернационализма 1920-30-х. Вся эта борьба с безродными космополитами была частью кампании послевоенных заморозков, самоизоляции и закручивания гаек.

Точно и индивидуальные мотивы Сталина имели место: гнев из-за романа его дочери Светланы с Алексеем Каплером, ее неудачный брак с Григорием Морозом (Морозовым), также иудеем. Но по большому счету логика, которой руководствуется самовластный правитель — это его тайна, которой он ни при каких обстоятельствах не делится.

— Из-за чего тема Холокоста на территории СССР, которая по хронологии должна была быть отражена во втором фильме, продемонстрирована в третьей части? 

— По причине того, что общество, да да и то маленькая его часть, интеллигенция, про это определило в первой половине 60-ых годов XX века — по окончании скандальной публикации маленькой поэмы Евтушенко Бабий Яр и после этого выполнения (также непросто давшегося) 13-й симфонии Шостаковича, написанной на базе данной поэмы. А до этого уничтожение иудеев на оккупированных территориях по этническому показателю официально замалчивалось — об этом в фильме говорится. А само понятие мировые представления и Холокост о нем дошли до страны уже по большому счету в перестройку.

— Перед просмотром фильма вы заявили, что вашему поколению досталась неприятность, которую уже не знает поколение нулевых годов. В случае если возвратиться назад во времени, как вы тогда чувствовали проблему пятого пункта?

— Я как русский сам ее не чувствовал. Но все мы жили среди этих бесед: в какие конкретно институты, на какую работу, в какие конкретно поездки не пускают по пятому пункту. Особенно в интеллигентской среде это был таковой постоянный фон.

Говорили и про эмигрантов, про невозвращенцев и отказников. Сейчас этого нет, как и самого пятого пункта — национальность — в анкете. 

— По данным анкетирования Левада-центра, большинство россиян желает видеть президентом России русского. Выходит, этническое происхождение все еще имеет значение? 

— А вдруг задать вопрос: Кого бы вы желали видеть военным министром России? Также ответят, что русского. В том-то и дело, что Шойгу вычисляют русским. Возможно быть русским с отчеством Кожугетович. И в случае если заявить, что он тувинец, то ответят: Ну да, другими словами — русский.

Шойгу — русский генерал, как и Багратион, а Левитан — русский пейзажист.

Хлеб для Сталина. Истории раскулаченных


Темы которые будут Вам интересны: